Где у Гегеля встречается термин «абсолютная негация»?

Время от времени мне задают вопросы относительно используемой мною терминологии, которую я, по мнению вопрошающих, выдумываю сам, ссылаясь на Гегеля, который такой терминологией не пользовался. Например, утверждается, что термин «абсолютная негация» («абсолютное отрицание» у меня) у Гегеля нигде не встречается.

Встречается, и десятки раз (сам термин «негативность» и его производные — сотни раз). Однако, в основном мы видим его в «Феноменологии духа». Там каждый переход от одной формы мышления к другой совершается посредством бесконечного, абсолютного отрицания, которое «снимает так, что сохраняет и удерживает снятое и тем самым переживает его снимаемость».

Ясно, что такое отрицание и близко не валялось рядом с отрицанием аристотелевской логики. Никогда и нигде с таким отрицанием в науке мы не сталкивались: такое отрицание в строгом понимании научности — категорически ферботтен.

Попутно я приведу несколько мыслей Гегеля по поводу категории «закон», ибо агрессивные нападки на эту категорию со стороны всего нашего «ансамбля либеральной песни и пляски» равносильны нападкам на диалектику.

Вещь установлена как абсолютная негация всякого инобы­тия, значит, как абсолютная, только к себе относящаяся негация (абсолютное отрицание); но относящаяся к себе негация есть снятие себя самой, т. е. вещь имеет свою сущность в некотором ином

(Сущность А в не-А).

…несущественное [в предмете — МИБ.], которое, однако, должно быть в то же время необходимым, само себя снимает, или: оно есть то, что только что было названо негацией самого себя.

Тем самым, <…> предмет в одном и том же аспекте есть скорее противоположное себе самому: он есть для себя, поскольку он есть для другого, и есть для другого, поскольку он есть для себя.

…результат заключает в себе то положительное зна­чение, что в нем непосредственно, как одна и та же сущность, установлено единство для-себя-бытия и бытия для чего-то иного, или абсолютная противоположность.

Для-себя-бытие (А) и бытие для чего-то иного (не-А) установлены, как одна и та же сущность: А = не-А, что, однако, есть абсолютная противоположность, есть результат абсолютной негации.

…оно [сознание — МИБ.] должно созерцать свое ино­бытие как чистое для-себя-бытие или как абсолютную негацию.

Чистое для-себя-бытие есть чистое мышление или зародыш категории Абсолютная Идея. И Абсолютная Идея не может существовать иначе, как абсолютная негация. Или: абсолютная негация есть способ существования Абсолютной Идеи (движение есть способ существования материи, если говорить о воплощении категории Абсолютная Идея в категории Материя).

Абсолютной негации противостоит естественная (относительная или конечная) негация:

…жизнь есть естественное положительное утверждение  созна­ния, самостоятельность без абсолютной негативности, так и смерть есть естественная негация  его, негация без самостоятельности, негация, которая, следовательно, остается без требуемого значения признавания.

Для примера: конкретно — мысль выражена так:

Diese Bewährung aber durch den Tod hebt ebenso die Wahrheit, welche daraus hervorgehen sollte, als damit auch die Gewißheit seiner selbst überhaupt auf; denn wie das Leben die natürliche Position des Bewußtseins, die Selb- ständigkeit ohne die absolute Negativität ist, so ist er [der Tod] die natürliche Negation desselben, die Negation ohne die Selbständigkeit, welche also ohne die geforderte Bedeutung des Anerkennens bleibt.

Родственная естественной негации является негация абстрактная, рассудочная:

…существенный момент — момент разложения на крайние термины противоположных определенностей — и средний термин смыкается в некоторое мертвое единство, которое разла­гается на мертвые, лишь сущие, не противоположенные крайние термины; и оба не отдают себя друг другу и не получают себя обратно друг от друга через посредство сознания, а лишь равно­душно как вещи предоставляют друг другу свободу. Их дело — абстрактная негация, — не негация сознания [не абсолютная негация разума. — МИБ.], которое снимает так, что сохраняет и удерживает снятое и тем самым переживает его снимаемость.

…оно [рабское сознание. — МИБ.] не может стать господином над бытием и достигнуть абсолютной негации.

…мыслящее сознание  в ка­честве абстрактной свободы, есть не дове­денная до конца негация инобытия; удалившись из наличного бы­тия только в себя, оно тут не завершило себя в качестве абсолют­ной негации этого бытия.

Еще интересное пояснение:

…бесконечное снимание или абсолютная негация

Здравомыслие, пишет Гегель, есть

…некоторый здравый взгляд, который абсолютную негацию себя самого признает своей собст­венной действительностью, самим собою, или своим понятием, познающим себя само.

Гегель о понятии «закон»:

…негация есть существенный момент всеобщего, и, сле­довательно, негация или опосредствование внутри всеобщего есть всеобщее различие. Это различие выражено в законе, как в по­стоянном образе изменчивого явления. Таким образом, сверхчув­ственный мир есть покоящееся царство законов, хотя и находя­щееся по ту сторону воспринимаемого мира (ибо в последнем закон проявляется только благодаря постоянному изменению), но в нем точно так же наличествующее и составляющее его непосредственное спокойное отображение.

Сверхчувственный мир — мир мышления, его категориальная структура. В природе закон проявляется в постоянном изменении, в голове, в категориях, закон есть спокойное отражение явлений.

Это царство законов хотя и есть истина рассудка, имеющая своим содержанием различие, которое есть в законе, но в то же время оно — лишь первая истина рас­судка и не заполняет явления. Закон в нем налицо, но он не со­ставляет полного наличия явления; при всегда иных обстоятель­ствах он имеет всегда иную действительность.

Например, падение брошенного камня на землю и движение небесных тел имеют различную действительность, но закон для них полагается единым — законом всемирного тяготения.

Выражение «всеобщее притяжение» поэтому имеет постольку огромную важность, поскольку оно на­правлено против безмысленного процесса представления, кото­рому все предстает в виде случайности и для которого опреде­ленность имеет форму чувственной самостоятельности.

Именно это безмыслие нам часто демонстрируют. Мол, все более или менее случайно, прибрехивая к этому, что, де, физики давно «сняли» всякие законы, стыдливо умалчивая о «Характере физических законов» Фейнмана (или о точке зрения на физические законы Дирака, которую я здесь как-то уже здесь приводил).

…устой­чивое существование моментов (соотношение которых выражает закон)

Закон есть выражение в мышлении устойчивых моментов изменений в природе. Закон есть устойчивое в явлении, перефразируют Гегеля классики.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.